fuflopisatel (fuflopisatel) wrote,
fuflopisatel
fuflopisatel

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О культурной стагнации. Или об отсутствии сдержанного оптимизма.

Оценивая 90-ые годы, я не могу не понимать две вещи.

Первое. Это не совсем моя эпоха. При всей своей явной тяге именно к произведениям тех времён. Я человек более поздних времён. Но в культурном плане, начало нулевых, это и есть некое продолжение 90-ых. Культурный выхлоп которых, продержался почти до конца первого десятилетия третьего тысячелетия. Так что во многом, культурно я всё же дитя 90-ых.

Второе. Живя в России, мы не можем не сбрасывать со счетов то, что происходило на нашей стороне Земли. Однако, я предлагаю от этого абстрагироваться от этого. Мы проецировали на себя мировую культуру, забывая, что там, с той стороны. Оптимизм тоже уже давно умеренный, а то и совсем нет. 90-ые годы там, по ту сторону. Это тоже не очень весело.

Но давайте по порядку.

Конец 80-ых, начало 90-ых. Холодная Война окончилась, а мир лучше не стал и даже не собирался. Клинтономика пока ещё не заработала, и ни о каком американском оптимизме речи не шло даже близко.
Впереди новое тысячелетие, и оно не сколько сулило что-то хорошее, сколько пугало до усёру.
В свете поколения выросшие в 70-80ые. Которые жили под постоянным прессингом ядерного молота, в постепенно нищающих промышленных центрах США. Поколение, рождённое в свободной любви во времена хиппарского триумфа над войной во Вьетнаме и всеми жестокостями мира,во времена золотой эпохи рок-ин-ролла, пришла в трущобы полные говна, телепроповеди по телевизору, рекламу дешёвого филлипинского дерьма и новостях об очередной серийном убийце. Началось всё с полётов Армстронга на Луну, весёлых таблеточках на концертах "Криденс" и веры в великие перемены. А закончилось перестрелками цветных банд на улицах, массовой кокаиновой наркоманией и закрытием заводов с переносом промышленности в Китай.
В моде будущее по "Нейроманту" и пост-панк. Трент Резнор призывает тебя убиться об стену. Боуи выпускает насквозь синтетический и параноидальный Outside. Кобейн вышибает себе мозги. И никакого просвета. В 2000 году конец света.
В 90-ые годы кино снимали люди видящие тяжёлые времена. Но из-за всех сил верующие в некую высшую справедливость. Чем бы она не являлась. Правоохранительной системой, одиноким мстителем или ещё кем.
Сейчас такого уже не снять. Потому что в массовой культуре общее положение дел либо рафинировано до предела. Либо от него веет такой безнадёгой, что хоть вскрывайся.
Это исключительно моё ИМХО, но главные фильмы 90-ых, в моём личном списке. Это "Семь", "Бойцовский Клуб" и "Адвокат Дьявола". Эти фильмы пропитаны протестом, злобой, пониманием того что мир несовершенен настолько, насколько вообще возможно. Были и другие фильмы выпущенные в то время, пропитанные этим вот чувством несправедливости. Но эти три, они главные. Они не смотря на всю общую безнадёжность, предлагали какую-никакую, а борьбу, альтернативу. И в этом все фильмы тех времён. При всём том дерьме, что нас окружает, предложение драться. Внутренний императив американского потребительского общества говорил о том, что надо драться.
В начале нулевых, после 2000 года, какой то неожиданный всплеск оптимизма. 11 сентября выступило чем то вроде катализатора, сплотила народ. Потом будут бессмысленные войны на Ближнем Востоке, пять тысяч солдат в гробах и окончательно добитая экономика, патриотический акт и призрак либеральной диктатуры во главе с республиканцами. Но это потом. Европа и США просто таки фонтанировали музыкальными коллективами и фильмами. Телевизор забит годнотой по макушку. Ради крутит даже приличную европопсу. Для электронной музыки нулевые, практически золотая эпоха. Те же пионеры Chemical Brothers, Prodigy или те же Orbital, успевают выдать на гора одни из лучших вещей когда либо вообще выходящих в жанре. Тоже самое можно сказать про большую часть групп, выстреливших в 90-ые.
Начало века, было временем некоего творческого подъёма. По какой то малопонятной причине, люди хотели творить и творили. Возможно дело в некоем сдержанном оптимизме, относительно окружающего мира. А может дело в экономической стабильности.
2008 и всё что было после, они из мира как будто бы выпили все соки. В политическом, социокультурном плане, в экономическом.
Во первых кино. Практически всё более или менее годное кино, переехало в разряд сериалов или в разряд независимого кинематографа. И в том и в другом случае, в современной масс-культуре не заметно оптимизма вообще. Даже сдержанного, даже хоть какого то. Если авторы на полном серьёзе нам что-то пытаются донести, то в первую очередь то, что дела и в правду дрянь. Сразу по множеству аспектов.
Современный же американский блокбастерный культ, это такая большая помойка. Изредка продюсеры дают добро на съёмки по настоящему хороших и оригинальных фильмов. Но за последние лет пять, Голливуд успел деградировать настолько, что даже боевики категории В из 90-ых, выглядят чем то отличным, честным и родным.
Во вторых, современная музыкальная индустрия. Это дно. Я бы сказал, это полнейшее днище. Радуют либо "отцы", либо те самые выходцы из 90-ых. В крайнем случае, музыкальные команды, которые возникли в начале нулевых. Современная музыкальная индустрия, это опошление уже вообще всех существующих жанров и скатывания всего что более или менее представляет из себя ценность, в полное дерьмо.
Итого, выводы неутешительны. На протяжении долгой и очень долгой истории, культура человеческой цивилизации. И в частности, западная культура, эволюционировала. Были и взлёты и падения. Но с 50 по середину 80, человечество по обе стороны занавеса, умудрилась добиться практически совершенства. В пылу мирового противостояния двух блоков, отсутствие войн было сублимировано в такую колоссальную культурную, научную и техническую мысль, что этими наработками мы будем жить наверное ещё лет сто минимум. Если будем жить конечно, в виде цивилизованного человечества.
Последние лет 10-15, весь мир не то что топчется на месте, он идёт неправильным путём. Мы живём тем, что было придумано в середине прошло века. Что само по себе неплохо, ибо великое, живёт в вечном. Но то что за долгие и долгие годы, люди так и не сумели создать что либо стоящее, это о многом говорит.

Есть безусловно и исключения, но они лишь подтверждают правило. Современный мир, находится в положении настолько тяжкой стагнации душ и систем, что не понятно, можно ли его как то расшевелить и спасти. А самое главное, непонятно, надо ли это делать?
Первая Мировая война, не просто уничтожила старый миропорядок, положив конец миру национальных империй. Который был окончательно разрушен второй мировой. И на его место, пришёл "блоковый мир".
Страх человечества перед собственными возможностями. Перед силой собственного оружия и опасность собственных знаний. Многомиллионные жертвы и крушения старых империй. Всё это в конце-концов и породила и современную культуру и современный мир.
Хорошо это или плохо, сказать сложно. И это тема для долгой дискуссии. Но это факт.
Так может, миру нужно ещё одно великое потрясение? И не стоит спасать то, что всё равно сгниёт?
Tags: мыслью по древу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments